4

Магические пути Малазана, часть первая

Как маг выбирает свой путь? Этот процесс  детально описала Рваная Снасть: «Пути магии – по ту сторону. Найди врата и приоткрой хоть на волос. Что вытечет наружу – твое, придавай ему форму. Откройся тому Пути, который придет к тебе – найдет тебя. Черпай его силу – столько, сколько смогут вместить твои тело и душа. Но помни: когда тело ослабеет, врата закроются».

Чаще всего Путем называют некоторую область, откуда маги, священники, шаманы и им подобные, черпают свою силу. Словом «Путь» обозначается как физическая реальность, по которой можно путешествовать (что-то среднее между параллельной вселенной и кротовой дырой, на мой взгляд), так и форма магии, управляемая тем, кто может присоединяться к Пути.

Прежде чем продолжить разговор о Путях, определимся с терминологией.

Адепт – это тот, кто может читать и интерпретировать Колоду Драконов, далеко не каждый маг является адептом.

Врата/Портал – термин, обозначающий место входа/выхода на/с Пути.

Высший Щит – защитное заклинание высокого уровня.

Рожденный с Даром – тот, кто может использовать магию.

Отмеченный – сленговое наименование тех, кто может пользоваться Путями.

Щит – защитное магическое заклинание.

Чтобы открыть Путь, людям не нужны сложные ритуалы, заклинания, пентаграммы или пасы руками. Все, что нужно – просто иметь доступ к необходимому Пути. Большинство магов рождаются со склонностью к определенному Пути. Впрочем, маг может освоить и несколько Путей – вспомним Быстрого Бена. Самые крутые маги могут проникнуть вообще на любой Путь – как, например, Бик (Beak). Когда маг хочет воспользоваться магической силой, он отрывает свой Путь (в большинстве случаев, людям доступны один-два Пути) и силой воли создает портал, откуда поступает магическая энергия. Открытию Пути можно обучить, но в большинстве случаев это врожденная способность. Бесследно этот процесс не проходит - хитрые адепты могут определять, кто тут недавно по Пути прошел и наследил.

По своей структуре Пути подразделяются на два класса: Старшие Пути, связанные с соответствующими старшими расами, и Тропы – это Пути, доступные людям, возникшие из крови бога К’рула. Надо заметить, что не все области, которые авторы называют Путями, в точности соответствуют данному выше определению. Так, например, Бездну называют Путем, но по ней можно только перемещаться, а не использовать ее в качестве источника силы. Возможно, причина в том, что некоторые Пути, подобные Бездне, были созданы по-особому.

Тропы

Как мы уже знаем, Тропы – это пути, доступные человеческим магам и священникам, которые используют их, как источник своей силы.

Это:

Арал Гамелон/Гамелейн – Тропа Демонов

Денал/Денул – Тропа Исцеления

Д’рисс – Тропа Камня

Тропа Худа – Тропа смерти

Меанас – Тропа Тени и Иллюзий

Мокра – Тропа Разума

Рашан – Тропа Тьмы

Рюз/Рус – Тропа Моря

Серк – Тропа Неба

Телас – Тропа Огня

Теннес – Тропа Земли

Тюр/Тир – Тропа Света

К этой группе относится и Путь Фенера, на который можно зайти, как и на прочие Тропы. Он граничит с Хаосом.

Старшие Пути

Это области, используемые в основном представителями старших рас-основательниц. Некоторые из этих Путей также называют Обителями – это самые ранние, неструктурированные Пути с присущей им изначальной, грубой магией (тут надо заметить, что Эриксон не пользуется четкой терминологией, и называет Путями то, что по своей сути является Обителями. Да, ясности это не добавляет).

Акраст Корвалейн – Обитель форкрул ассейлов

Денат Рюзен – Старший Путь Морей, Путь Маэля

Кашан – Старший Путь к’чейн че’малле, рожденный «из звуков, неразличимых человеческим ухом»

Куральд Галейн – Старший Путь Тьмы тисте анди

Куральд Лиосан/Куральд Тирлан (Тюрлан) – Старший Путь Света тисте лиосан

Куральд Эмурлан – Старший Путь Тени тисте эдур, Расколотый Путь.

Омтоз Феллак – Старший Путь льда яггутов, также использующийся Повелителями Бури.

Старвальд Демелейн – Путь Богини Тиам, Первый Путь, Путь Драконов и Хаоса

Теллан – Старший Путь Огня т’лан имассов.

Прочие Пути

Путь баргастов – практически забытый путь, которым пользовались баргасты

Бездна – Путь, у которого нет хранителя, по причине чего он часто используется для перемещений в пространстве

Хаос – Изначальный Путь

Имперский Путь – мертвый Путь, обнаруженный Малазанской империей и используемый для путешествий.

Пути теломен тоблакаев

Обители

Обители походили и предшествовали Путям и Домам. Изначальные Обители были обнаружены во времена Первой Империи. Пустая обитель проявилась позднее. Хотя сначала Обители использовались повсеместно, в более поздние времена их применение в основном ограничилось континентом Летер. Использование Яггутского Пути  (ритуала Готоса) запечатало континент и воспрепятствовало эволюции магии на нем, в то время как в других местах Обители развились в более организованную форму Путей.

Известные Обители:

- Дом Азата

- Обитель Зверей

- Обитель Тьмы

- Темная Обитель, которую наблюдал Геборик Легкая Рука

- Обитель смерти, которую наблюдал Геборик

- Обитель Драконов

- Пустая Обитель

- Фулькра

- Обитель Льда

- Обитель Жизни, наблюдаемая Гебориком

- Обитель Света, наблюдаемая Гебориком

Для предсказания будущего адепты использовали Старую Колоду, или Плитки Обителей – предшественницу Колоды Драконов.

Магия Обителей неорганизована. Нельзя использовать какую-либо Обитель индивидуально, например, только Обитель Льда. Жители континента Летер пользовались только магией Обителей, тогда как прогрессивное население других континентов вовсю использовало Пути. Главный колдун Летерийской Империи – Седа Куру Кан (Седа соответствует титулу Высшего Мага в Малазанской Империи).

В самой Малазанской Империи Обителями пользовался только взводный маг Бутылка/Флакон. Его  обучила бабушка, она же настояла на том, чтобы он записался в Малазанскую армию.

Что же ощущает маг, открывая свой путь?

Открыв свой Путь, он сначала почувствует, как страх и усталость уносятся прочь, однако использование Путей физически утомительно. Так, после битвы у Крепи Рваная Снасть чувствовала себя, как будто ее два часа избивали дубиной.

Когда Гончая Тени Зубец атаковала Высшие Щиты  Рваной Снасти, она «почувствовала, как во все стороны расходятся трещины, глубокие разломы пробегают по ее рукам и груди, а потом раздался треск и хлынула кровь». Нападение ослабило ее, и она слегла с лихорадкой. 

А как маги реагируют на открытие чужого Пути в своем присутствии?

Когда кто-то неподалеку открывает Путь с могущественной силой, другой маг может почувствовать своего рода предупреждение – например, горький вкус на языке. Такие проявления обязательно возникают, когда бог спускается в мир смертных. Но маги могут физически ощущать и присутствие более слабых сил:

- у Калота на глазах выступали слезы;

- у Зубца вставала дыбом шерсть на загривке;

- у Рваной Снасти начиналась мигрень;

- маги тисте анди смогли унюхать крошечную трещину, через которую монета Опоннов выкатилась к ногам Крокуса;

- у Барука кровь пульсировала в голове, он ощущал колоссальное давление, когда по своему Пути являлся Аномандр Рейк. Когда Опонны сопротивлялись действию его Пути и разрушили восковой отпечаток монеты, у него разболелись зубы и ему пришлось выпить целебный чай.

Ну и вспомним взводного мага Штыря (того самого, в волосяной рубашке). Когда он открывал свой Путь, вся местная фауна бесновалась. Наверное, тоже зубы болели…

Эти физические проявления могут усиливаться, если пути двух магов находятся в противостоянии.

А как же воспринимается открытие Путей органами чувств?

Рваная Снасть ощущала колдовство Быстрого Бена то как «сочащееся странным, бурлящим привкусом», то имеющее «странный пряный запах» (не тот ли это запах, который исходит от одиночников и дайверсов?) Когда Локон (Хохолок) атаковал Зубца, миазмы Пути Хаоса «вгрызались в нее, как жестокая чума. Они расходились от Локона видимыми вспышками серого, пронизанного черными прожилками света».

Когда великая ворониха Карга подлетала к Даруждистану, всплески колдовства среди зданий она видела как аквамариновые вспышки.

Рассмотрим подробнее, как же используются Пути.

Во-первых, это пространственное перемещение. Когда Гончая Тени Зубец прибыла в мир смертных, прозвучали «два приглушенных раската грома». Когда Зубец вернулся на свой Путь, «вокруг него распахнулась темная трещина, которая закрылась, оставив после себя только поток холодного воздуха».

Оказавший на Пути, маг представлял себе визуальные детали конечной точки, и по мере своего продвижения по Пути оказывался ближе к пункту назначения. Чем дальше находился финальный пункт в реальном мире, тем дольше нужно было добираться по нему по Пути. При том нужно помнить, при путешествии по Путям основные элементы должны находиться в соответствии: с точки на земле можно попасть только на землю, из воды – только на воду.  Например, если кто-то вошел на Путь на корабле, он будет путешествовать по Пути по морю. Если же пешком или на коне – то дорога будет идти по земле. На управляемом корабле также можно путешествовать, но это оказывалось мало кому по силам. Путь Хаоса представляет собой миазматические тропы, пронзающие другие Пути. Маг, перемещающийся по Пути Хаоса, ослабляет остальные Пути, что позволяет ему проходить сквозь них, как это делал Локон, правда, при этом сам изрядно повреждается умом.

Второй способ использования – это защита. Можно создавать несколько слоев Щитов, как для людей, так и для физических объектов (замечательная охранная сигнализация, не правда ли?) При помощи Пути можно также наложить запечатывающее  заклятье, чтобы, например, лучше сохранить тело умершего человека (интересно, сохранить заначку в неприкосновенности тоже бы получилось?)

Третий способ – повседневное использование. Окно там закрыть, громко дверью хлопнуть.

А как же появились пути? (внимание, в следующем абзаце содержатся спойлеры).


Ну и еще пару фактов для размышления.

Селеста в «Крови и кости» назвала магов «манипуляторами межпространственных течей».  Прямо Интерстеллар какой-то.

Эриксон и Эсслмонт разработали свою систему магических путей, опираясь на универсальную систему ролевых игр Стива Джексона, но к четырем базовым элементам стихий, которые найдутся в любой китайской игрушке (земля, вода, огонь, воздух), они добавили свои – такие как жизнь, смерть, тьма, тень, свет и т.д.

В следующей статье мы обязательно подробно разберем все известные Пути, Тропы и Обители.

А пока вот такая схема для затравки и терапии  бессонницы.

 До новых встреч!

*При подготовке статьи использовались материалы сайта http://malazan.wikia.com и интервью со Стивеном Эриксоном. Цитаты из текста даны в переводе Е. Лихтенштейна. При переводе имен собственных в качестве основы использован перевод Е.Лихтенштейна, также приведены варианты фанатского перевода Киницика Карбарна.

Также рекомендуем:

Cotillion (написал 25 марта 2017 22:03)
Группа: Администраторы
Отличное описание по магии и по Путям! Очень четко все изложено, благодарю!
  • Нравится
  • 1
CaptainTheMagicKick (написал 29 марта 2017 10:34)
Группа: Посетители
Согласна, все написано хорошо и понятно. Спасибо за статью! 
  • Нравится
  • 1
Envy (написал 29 марта 2017 19:56)
Группа: Администраторы
Спасибо за проявленный интерес и обратную связь. Будем писать продолжение!
  • Нравится
  • 0
YetAnotherReader (написал 30 марта 2017 10:42)
Группа: Гости
Я бы прозвище Геборика перевёл как "Лёгкая Рука", оно появилось с его первой воровской профессией. 
  • Нравится
  • 2

Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Наверх © 2016 malazanworld.ru — Сайт посвященный миру Малазанской книги павших. Форум может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
При копировании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна!
Designer D-WS.RU